Иногда я слышу в СМИ чёрные советы от экспертов по воспитанию детей. Должно быть, эти идеи приходят из западной литературы, где имеет место соответствующее отношение к воспитанию, образованию и продуктам питания.
Например, советуют, если обещали вылить на ребёнка борщ - обязательно это сделать, чтобы показать, что выполняете свои обещания. Но если мать проявляет такой цинизм по отношению к своему труду, которым сварен борщ, и проявляет такое кощунство по отношению к живым существам, из которых он сварен ради человека, то у детей будет представление о ней не выше, чем об этих животных. А если и у ребёнка будет такое же поведение?.. А ведь некоторые после этой радиопередачи на самом деле выльют на ребёнка борщ. Если в них ещё есть мораль, то для столь импрессивных людей и для их детей это будет полезный горький опыт, который заставит задуматься на данную тему на практическом примере. А если кто-то обещает убить - тоже советуете исполнить?
Коли уж сорвалась с языка шуточная угроза ребёнку - лучше сказать, что замените на другое наказание. Например, ограничите в просмотре телевизора. Лучше научиться в следующий раз не обещать того, что не исполните, но не сделать зла: ведь ситуации нужно использовать прежде всего в качестве уроков для себя, а уже потом - для других. Сначала нужно научиться самим не обещать того, что считаете аморальным, а уже потом - демонстрировать детям твёрдость своих слов и морали.
Ещё, когда ребёнок не хочет учиться, советуют не говорить ему "кому ты будешь нужен/нужна", потому что судьба каждого уже предначертана. Я согласен с этим, но по другой причине: не нужно беспокоиться о внешней зависимости - лучше говорить о собственном творчестве и умениях. Не нужно просто молчать, иначе может вырасти ребёнок, не желающий ни в чём хорошо разбираться. Это всё равно что необразованного неандертальца выпустить в современный мир. Возможно, трамвай его пожалеет и подвезёт, а камаз - собьёт. Поможет один, другой... Добрых людей много, но они не могут помогать во всём постоянно. В результате найдётся хитрец, который поможет по-крупному и оставит с новыми большими проблемами.
Особенно опасен дефицит развития для высоких душ с тонкой психологической организацией. Если они не развивают себя, то могут, например, всю жизнь бояться темноты, впадая даже в этом в зависимость от других людей. Эту проблему способны решить либо развитие духовных представлений, либо тяжесть труда (которая хорошо демонстрирует, чего на самом деле стоит бояться), либо результаты труда (которые позволят защититься себя от мнимых угроз, не впадая в большую зависимость от защитников).
Ещё эксперты советуют не говорить ребёнку постоянно "туда не ходи - упадёшь" и тому подобное. Но эта предупредительность чрезвычайно помогает развитию. Как натянутый лук умножает силу, она умножает способность моделировать, представлять. Даже если ребёнок не упадёт и уже достаточно развит, его способность к моделированию значительно увеличиться при таком ограничении действий. Правда, это полезно преимущественно для долгосрочного развития, а в краткосрочном плане способно вызвать у ребёнка проблемы вплоть до психических заболеваний. Но ведь человек потому и человек, что по сравнению с животными и с древними людьми он - физически больной аутист с шизоидным поведением, с чрезвычайно длительным взрослением и заторможенным развитием. Зато человеку дозволено то, что не может бык.
В противовес упомянутому экспертному мнению существует другая крайность - давать ребёнку хорошее шизоидно-эпилептоидное воспитание и ожидать от него слишком быстрых результатов. Ещё одна крайность - ограничивать ребёнка в движении, но давать ему мало интеллектуальной и духовной пищи (мало объяснять, рассказывать и читать, а потом - мало следить за его собственным чтением и учёбой). Но это уже - другие темы.
Так мои мысли сложились в восемь абзацев, как стихи складываются в восемь строф, по одному катрену в каждой строфе. А какие мысли у вас вызвала эта сегодняшняя радиопередача, если вы её слушали? Ведь наверняка в тот день, когда вы это прочли, была очередная передача с подобными советами... |