Вчера я разместил на форуме Кизического казанского монастыря обращение следующего содержания:
Глубокоуважаемые монахи! Отношусь
к людям, которые с детства гуляли в парке, где расположен ваш
монастырь. Я бы сказал, что монастырь является одухотворяющем символом
парка на самой его окраине, и являлся таковым, даже когда не
функционировал. Жаль, что уровень культуры части населения вынудил
вас огородиться глухим забором. Прогуливаясь по старым тропинкам, людям
было бы приятно вдруг ощутить себя на территории монастыря. Особенно
когда памятен каждый камушек, это производит эффект "потустороннего".
Временная высокая ограда тоже вызывает ощущение загадочности, как
проявившийся параллельный мир, но, вместе с тем, выглядит варварски. С
моей точки зрения, не сильно меняя территорию парка, вы смогли бы
больше помочь людям приобщиться к духовным ценностям. Иначе они теряют
свою ценность: чем надёжнее сохранены, тем более бесполезны. Надеюсь,
что вам удастся найти решение, обеспечивающее сохранность материального
имущества монастыря и плодов вашего труда (уходя за парком) без духовных
потерь (которые кажутся на первый взгляд чисто эстетическими потерями). Это
всего лишь мнение одного человека, для которого памятны эти тропинки
парка, и который надеется, что его мнение совпадёт с мнением монахов, не
склонных к тщетной пестроте и сокрушительной суете. Ведь на высоком
уровне все мнения сходятся, с какой позиции ни смотри. Желаю вам гармонии в вашем светлом деле. С уважением и любовью, Илья
В
качестве послесловия. Уже собравшись отправить данное сообщение, я
увидел в новостях сайта монастыря за вчерашний день извещение о
назначении настоятелем монастыря иеромонаха Пимена. Мне не известны
внутренние дела церкви, помыслы и молитвы служителей, но полагаю, что
написать к вам именно сейчас мне подсказал дух - дух парка, дух
монастыря, дух вселенной...
Не исключено, что моё письмо появилось в этот момент лишь в символическом смысле, и не будет услышано. Поскольку на форуме монастыря была только одна тема с одним сообщением (о техподдержке, что тоже несколько символично), я разместил свой пост под ним, и попросил администратора позволить выделить пост в отдельную тему. Пост был удалён, и пришёл следующий ответ:
Здравствуйте, Илья. К сожалению, создавать такую тему форума не имеет смысла. Все дело в том, что монастырь очень долго добивался этой территории, поскольку она ему принадлежала от начала, на ней находился и находится некрополь монастыря (две могильные плиты воссозданы). Вы прогуливались, так сказать, по останкам и захоронениям священнослужителей и высокопоставленных чиновников города. На огороженной территории предполагается также восстановление Введенского Собора на прежнем месте. Вы можете обратиться в церковную лавку, там есть соответствующая литература, где можно с этим всем познакомиться. Прошу прощения. С уважением, администратор сайта (Иулиания)
Ниже опять процитирую себя:
Иулиания, благодарю за ответ. В обращении я как раз выражал надежду, что планируемые постройки, перечисленные вами, гармонично впишутся в парк, и полагал, что это не повредит постройкам, а людям - даже поможет в их духовном пути. Мне известно, что прогуливался, так сказать, по останкам захоронений священнослужителей и высокопоставленных чиновников города, но я не думаю, что мои прогулки их оскорбили. Мне нравится памятник погребённым и то, что воссоздают некоторые могильные плиты. Хочется, чтобы обращение, которое вы удалили, осталось в сети, поэтому я продублировал его на другом сайте. С уважением, Илья
Да, я ожидал получить такой ответ, в точности до уточняющего выражения "так сказать", ибо сам не раз думал, что здесь мы, так сказать, прогуливаемся по костям... Но в этом видел я не кощунство, а созерценность, духовность и единство во всепокрывающей благодати одной души. Я ожидал получить ответ, что территория принадлежит храму, хотя об этом писал, и не мог оспаривать. Странно, что ответившие через Иулианию мыслят собственническими категориями, а не, прежде всего, мыслями о том, как сделать окружающее пространство лучше. Пусть храму принадлежит хоть весь парк, дело не в этом... Жаль, что увлечённость их благородной миссией не позволила увидеть тонкости, которым посвящено обращение. Думаю, от этого миссия стала бы ещё благороднее и полезнее в духовном смысле, как для них, так и для простых людей, и даже тех, кто захоронен в некрополе. Трудясь на духовных мотивах, порою мы увлекаемся сим трудом, как идеей, забывая, что главная работа - в душе, в результате вместо крестов вырастают вавилонские башни.
Продолжение размышлений я публиковать не стал, оставив их в записнушке. Однако наблюдая, что ни кто ими не интересуется, решил продублировать, ведь если кто и прочтёт их до конца на моём малопосещаемом сайте, то это будет человек глубокий, и он поймёт меня верно. Конечно, легкомысленные люди имеют склонность выхватывать что угодно порой и из больших текстов, но это не должно помешать мне оставить текст для него:
Часто в священнослужители идут, в том числе, чтобы жить, как им проще, по тем или иным религиозным традициям. Настоящих монахов гораздо меньше, хотя они не всегда по виду монахи. Но и не совсем ненастоящие, я надеюсь, идут к этому. Я не пишу этого здесь, чтобы не отнести это ненароком к неокторым тихим и скромным, не видимым нам, монахам, что обитают, или обитали, возможно, и в этом монастыре, не принимая больших решений и не общаясь с паствой. Как правило, мир вокруг делают лучше не те, кто получает под это для себя территории. Взять хоть тех же кизических мучеников... Если мыслить не категориями владения, а иными, категориями сути, можно привнести в мир значительно больше света, хоть и ни от кого не отгородившись, словно ничего и не сделав и не построив... Истинный храм строится в душах. А храм материальный... я не имею возражений, пусть строится... Присутствие же духовного храма в этом районе ощущалось даже когда о нём я не знал, в детстве. Не даром в анкете вКонтакте в позиции "храм" у меня значится странное "у обрыва за парком"... Конечно, это, прежде всего - в символическом смысле, но оно имеет определённые, красивые до неверится, корни. В детстве я задавался вопросом, почему, в духовном смысле, этот парк, соответственно его дворцу культуры, назван именем химиков. На самом деле, есть что-то алхимическое в глубоких размышлениях на прогулках по нему, и в мечтах... Я не берусь здесь описывать все нюансы из многочисленных (путевых) дум, но по-моему он больше других парков Казани достоин такого имени. И это алхимическое творчество подстёгивается (или подтверждается) межвремённостью парка, словно на ней базируясь, или, наоборот, приоткрывая в креативной задумчивости врата межвремённости с параллельными постройками из прошлого, настоящего и будущего, параллельными тропинками, параллельными видами... Параллельными в прямом и переносном смысле тропинками... Где изредка из-под земли чуть виднеются, прямо под ногами, грани плит разрушенных зданий, сооружений...
На мой непопулярный блог Ссылаться может только Бог. А пока - сошлюсь где-нибудь на пост о парке сам, или попрошу сослаться кого-нибудь, хоть это ничего и не даст для парка, но поможет для созерцания и для просветления душ. Некоторых, редких сейчас, душ.
С последней записи прошло 8 дней. Чёрный монах с седою бородой шёл с маленьким, но ярким, фосфорно-зелёным светлым пакетом, разящим контрастом своего цвета с его рясой. Модернистская миниатюрность пакета, словно пришедшего из другого века, была удивительна на фоне простой просторной одежды в стиле иня. Я долго следил за неспешным его шагом (способным, но лёгким), чтобы понять, в какую машину он сядет. Монах сел в тёмно-синюю остроносую девятку и, медленно развернувшись, поехал в сторону монастыря. И снова остроносость девятки контрастировала с её задумчивыми цветом и медленностью. И снова, ещё более странно, контрастировали два похожих цвета: ибо самодостаточность глубины чёрного исключала потребность в каком-либо другом близком к нему смешанном оттенке, несовершенном в погружённой черноте - не смотря на то, что чёрное с синем было одним из лучших сочетаний покоя, уступая, разве что, чёрному с фиолетовым или с белым цветом его бороды, который наиболее подходил. Но в созерцании этих контрастов была своя красота - и не только в контрастах, но и в самом процессе их созерцания, постижения... Этот эпизод повторялся примерно через несколько месяцев. Ещё с первого раза мне захотелось о чём-нибудь поговорить с этим монахом. Возможно, это и был тот, кто даст, или дал, мне через Иулианию свой ответ. Приятны погружённые люди, даже если их вдумчивость ещё не охватила вселенную - они всё равно приятны... Даже если вдумчивость и сознание - не их цель, и они живут чувствами и традициями, заменяющими осознание самых глубин чувств, они всё равно приятны. Как и все. Как и весь мир... Но они - по-своему и особенно. Особенно в созерценности холмистого их пути, ведь в бугорках по лесной дорожке есть своя красота... И как прекрасно жить на такой планете, где есть такие возможности: где знания далеки от совершенства, и чувства понимают далёкость своего пути... И не спешат по нему, созерцая... Как я в детстве. Теперь монахи - нередкие гости нашего перекрёстка: они приезжают к этому ближайшему центру с разными магазинами из воссоздающегося за парком монастыря. Так жаль, что я не успел ещё пару раз пройти по отгороженной той тропинке... из-под которой виднелся камень пред тем местом, где она сливалась с другой... Я проходил только по сливающейся дорожке, вспоминая ощущенья из детства. Наверное, этот камень тоже был значим для кого-то из прошлых монахов до разрушения монастыря. А может, он был значим лишь для меня... по крайней мере, в такой степени. Не успел... но это тем паче даёт понять в чувствах, что я вернусь на неё вне времени. Всё складывается как должно: так же, как это, и предыдущее, предложение ровно уместились в строки черновика. Камень на стыке троп, на последнем метре старой тропы... не правда ли, символично?.. А впереди - парк, точнее, его продолжение - такое же продолжение тропинки, только других времён... Ты можешь свернуть по асфальтированной дорожке, а можешь продолжить идти прямо, ощущая себя между времён, когда времена-пути словно расходятся вокруг тебя в своих матрицах... после этого камня... Пока писал это, я поменял обои Виндовс на чёрный цвет, как давно хотел. Так лучше. Закономерно, что полезное для души обычно полезно и для здоровья: тёмный фон безопаснее для глаз, и его яркость не сушит кожу лица, не провоцирует шелушения, как пустыня ярких страстей. Ещё, из стандартных изображений, мне более других нравится вариант "кристалл", который приятно растянуть во весь экран, повёрнутый в портретный режим: грани фиолетовых, синих оттенков прозрачного камня параллельными линиями, расходясь в разные стороны, вместе с их зелёными октавами (как листва и трава парка, символизирующие жизнь) уводят вперёд, в небо... с узкой белой полоской посередине, которая есть твой путь между мирами, временами и версиями.
Орфографическая проверка в браузере Файр Фокс подсказывает исправить "Виндовс" на "Свиновод" - единственное с её точки зрения похожее слово. Не ругая систему Виндовс, но в глобальном смысле, это довольно символично в понимании стадности населения... имеющей место и в эпоху компьютерных технологий. Закрыв глаза от монитора веками и покрыв пальцами нос, я отвечал маме, стоявшей справа за спиною в двери, на один за другим уточняющие вопросы, что делать ей сейчас с обострением живота. В один момент она стала оборачиваться вокруг, произнеся один раз "что это?", но так и не ответила, что (то есть что почувствовала). Она была с голыми руками, которые было приятно обнять в пространстве, и, может быть, её осмотрели и полечили ангелы... или просто погладили её воздухом от своего движения. Она была с короткими рукавами, руки из которых могли это почувствовать. Наверное, я, сидевший закрыв нос и глаза, был с ними. Или мы были общим друг с другом, мы были друг друга мыслями - так сказать точнее. Мы были тем, мыслями которого являлись все наши образы. А может быть, в дополнение к этому, её гладили мои мысли (и ангелы, вторя с пониманием моим мыслям) о том, что не следует меня отвлекать - они отвлекали её, проходя, почти касаясь, вокруг, со своей целительной доброй лаской. А все решения, что нужно принять, она способна найти сама - нужно только желать думать, ибо я не сказал ей ничего, выходящего за пределы человеческой логики.
Я писал о монахе в машине, думая о том, сколько ещё священнослужителей ездит на гораздо более дорогих автомобилях в Москве, и далеко не так аккуратно. В это изобильное для страны лето, косвенно активизируясь возрастающей общественно-политической деятельностью церкви, священники могут совсем разъездиться - не столько в количественном, сколько, прежде всего, в качественном смысле этого слова, за которым стоит внутренняя суета. А может быть, уже разъездились - думал я - и будут всё больше до той поры, пока это ни вызовет общественный резонанс, подогреваемый в последнее время политическим интересом. И этот подогрев будет, конечно, вовремя. Общественный интерес не столько преувеличит, сколько просто совпадёт с пиком рисков для московских служителей, уже привыкших за прошлые годы к вождению дорогими автомобилями, но не вполне готовых оценивать и контролировать себя в суете. Не должно задумчивым людям суетиться на больших скоростях, если речь о транспортном средстве. А может быть, о таких случаях уже говорят, а я просто не слышу - подумал я, и не стал писать этих мыслей... Однако монах на автомобиле, я чувствовал, виделся мне всё-таки несколько упреждающе. И вновь, когда что-то предвидишь, ждёшь, когда узнаешь какую-нибудь подтверждающую или опровергающую новость (или старость), хотя такой новости быть не может, поскольку она впереди. Однако в молчаливом созерцании и попытке всё понять есть своя красота. Но только почему в том, что мы чувствуем, мы сомневаемся более, чем в том, что ощущаем?.. Ведь должно быть наоборот. Людям проще отказаться от сопоставления чувств и ощущений, чем разбираться в их сложных связях, однако отчасти в опыте этих сопоставлений, в осознании этих связей, и есть смысл человеческого существования. Точнее - в познании глубины себя, а следовательно и всех связей... С тех пор стало известно уже о втором дорожно-транспортном происшествии с участием высоких православных священнослужителей за рулём роскошных автомобилей. Не все столь смиренны и созерценны, как видимый мною в окно монах. И дело, как мне показалось, не только в том, что он только что начал управлять автомобилем.
Полагаю, что похороненные на этом кладбище сами были бы рады, чтобы всё осталось, как есть, сохраняя парк воспоминаний для живущих ныне людей. Главное, что в их память установлен мемориал. Так что у церкви нет морального основания на эту землю. Оснований, по крайней мере, не больше, чем на все сепарированные церковные угодия, которые она когда-то сдавала в аренду, не имея возможности использовать "из-за малочисленности братии". «Все дело в том, что монастырь очень долго добивался этой территории, поскольку она ему принадлежала от начала...» А "от начала" всё принадлежало лишь богу, а не религиям, церквям и течениям. Богу, который в людях, который ими творит.
Пять дней назад меня подтолкнуло задуматься о себе число 211, которому и в последующие дни посвятил нумерологические размышления на бумаге, в файле компьютера и в безмолвии, ни разу не набрав его в интернете. Его история будет продолжаться, и я ещё напишу о нём. Кроме числа 211 и других тем, вчера ночью вспомнил, как несколькими записями выше хотел сослаться на эту страницу о парке, оставив пяту на плавком асфальте сети для добрых её путников. Воспоминание было вызвано акцией одного сайта, предлагающего бесплатные ссылки (50 ссылок) из аккаунтов соцсетей - чем, наверное, я воспользуюсь, отпуская из руки сухие осенние листья, из завязей на деревьях, появившихся весной, когда задумывал первый пост этой страницы... Я не жду откликов, это лишь созерцание... Сегодня утром увидел письмо, которое пришло в минуты этих ночных мыслей. Извещение о дне рождения "друга"-подписчика моего заброшенного полупустого дневника на Ли-ру. Клик... его дневник удалён... предложение перейти на случайный... Случайным оказался дневник "Добрый Странник" пользователя Akcent211. И правда, последние дни был акцент обстоятельств на число 211, хотя мысли о нём начинались раньше. Последним постом в этом дневнике был "Вопрос: В чём Вы видите недостатки современных священников? Первые христиане ..." (/users/akcent211/post235601883/). Последним, пятым с конца, сообщением, видным в профиле, было «"Святой" Патриарх Кирилл» (/users/akcent211/post234670074/) об обращении к патриарху батюшек из Ижевска - моего любимого, за созерцательную скромность, города, после Казани. Они призывали, в том числе, продать парк дорогих иномарок, и на вырученные деньги помочь сельским приходам и детским онкологическим центрам. Помню, как в день избрания патриарха, листая телеканалы, попался фрагмент интервью с чашкой, удививший своей меркантильностью. Даже если просил он чашу не для себя, это было как символ. Такой человек в миру вряд ли мог бы стать моим другом, а то был патриарх... Это первая чаша, испитая им на патриаршем престоле, и было несложно предположить, что будет дальше. Даже если просил он чашу не для себя, есть великая разница между словом "непредусмотрительность" и им произнесённым "позор", ориентированным на то, чем кажешься, а не чем являешься. А друзья... на самом деле мне все... Ведь рядом и к месту всегда оказывается человек нужный, с подходящей миссией, кем бы он ни был. Так же и патриарх неслучайно сел на престол. (Хм, "престол" упало на новую строку, как эхо)... Скорее всего, в церкви не нашлось столь широко развитого, подготовленного, человека, который смог бы играть позитивную сплачивающую роль в государстве, и ездить при этом на кое-как бронированной "девятке", не забывая о сельских приходах и прихожанах. Каждый выполняет свою миссию, и его миссия имеет своё значение в своё время. Это мнение не сторонника власти, и не оппозиционера, а созерцающего, словно со стороны, человека. Там, в глубине, мы все - как части друг друга, и было бы очень странным осудить там самого себя. А эта глубина и есть наш мир, и то, что за ним таится... в размышлениях вселенской души.
Я понимаю, что случайные дневники подбираются не случайно, а по хитрому алгоритму, но только как этот алгоритм может узнавать мои мысли, неопубликованные тексты и цифры, которые для меня значимы в этот день?.. Всё дело в том, что кроме алгоритмов инета, повсеместно вокруг, и в инете тоже, действуют алгоритмы иной сети. Эти алгоритмы кажутся более мягкими и нечёткими, но дают более точные результаты.
И только хотел я оставить ссылку «44-ый "пост" в моём дневнике оказался посвящённым вашему дневнику», как увидел в почте последним письмом рассылку Ли-ру "112 законов Вселенной" - с обратным числом, символизируя отражение... и с занимательным текстом, хоть и тоже с несовершенными представлениями людей. Это было новое сообщение пользователя Mila111111, которого я нашёл когда-то, введя спонтанно "111111"... чувствуя, что руки сейчас знают, что нужно нажать.
Но транссемантика акцентов помогает постигать мир только когда не происходит замыкания на некоторых из них. Так появляется отрицательная сторона слова "акцент"... Для человека разумного в упомянутом выше однобоком собрании статей немало интересных примеров. Правда, чрезмерно критикой православия, как и любой религии, даже сатанизма, как и любой идеи... увлекаются те, кто сам создаёт идеи, которые будут казаться сатанизмом потом. Таков закон, как в сказке про победителя драконов, ибо жилище дракона есть души, а не тело. Порою мы думаем, что сделаем мир лучше, побеждая зло силой, но это оказывается не так. Беда в том, что люди мыслят не релятивно: им проще делить на добро и зло по "проклятию" Адама, чем подняться над всем, рассуждая подобно ангелам. Но низкое и высокое схожи: начало и конец есть одно. И слово "одно" эхом перенеслось в редакторе на новую строку... Каждая вторая последняя цитата в найденном дневнике критикует церковь - полезный сборник. Но обращены ли эти статьи к душам начальства церковников?.. Есть великая разница между желаньем критиковать и желаньем пролить свет. Когда написал это, пришла мама со свежей газетой из почтового ящика с патриархом на обложке рядом с огромной фотографией орущего футболиста... в чём-то контрастируя, а в чём-то и резонируя с патриархом. Сегодня он приехал в Казань. Мысли и жизнь синхронны... так поможет ли страсть побороть страсть? Нельзя уравновесить весы ударом по другой чаше.
Зашёл случайно в свой дневник. Помню, как думал, как лучше озаглавить заметку: "Парк и монастырь" или "Монастырь и парк". Конечно, парк мне дороже, но, суть, он и есть истинный монастырь, и ощущался мной таковым, и был для меня таковым с детства... Только видеть и ощущать монастырь способен не каждый. Для кого-то он просто парк, а некий монастырь из камней стоит на его окраине.
А громких дорожных происшествий со священнослужителями за рулём в то время, когда я написал об этом, оказалось больше, чем две. Если урок освоен и наиболее уязвимые на данный момент люди его прошли, то в следующие годы, в тот же период, под конец лета, когда люди становятся более страстными, аварий со священнослужителями должно произойти меньше, или они будут не столь громкими.
Сейчас, через четыре года, СМИ пишут об аналогичной, но громкой, проблеме в Москве.
Я не категорический противник постройки храмов в парках. С моей точки зрения это не хуже, чем коммерциализация и усовременивание парков, которое портит их созерценный вид. Кроме того, храм полезен как духовный символ и как тоже повод для размышлений и чувств (если только он занимает не большую часть парка). Но странно, что храмы строят в парках, а не в душе. А ещё более удивляют люди, выходящие ради этого на митинги: ведь сколько полезного для души они могли сделать за это время... сколько поразмышлять о горнем - дома или прогуливаясь в парке... Ни одна семинария не даст столько полезного, как самостоятельное мышление. Но у кого в душе пустота, тому парки не несут ценных воспоминаний. Нам же следует понимать, что ни одна душа (в том числе - наша) не развивается моментально. И нам следует радоваться, что эти души уже строят храмы, а не казино, через которые, возможно, они познавали бытиё раньше.