В продолжение 4-го комментария к заметке "Взрыв в Казани..."
"Прошло пол-года и 4 дня..." Цифра 4 казалась мне в этом контексте не подходящей: правильней было бы, например, 1, 2, 3, 7 или 8... А 4 подошло бы, как символ смерти (в данном контексте, и в Китае), если бы в этот день случился теракт. Быть может, это значит, что он случится? Оказалось, да - ещё через 4 дня... Тогда всего будет 8 (7 для связанного с опасностью не подходит, а 8 - как перелом, смерть, свершение, нечто фундаментальное, и порой страшное). При чём 8 из двух 4-к... Цифра 4 казалась мне в контексте обычной СМС о антитеррористической тренировке не подходящей... если только не будет ещё 4. Что может быть ещё символичней в чувствах?.. Или это будет просто какой-нибудь примечательный акт "Антитеррора"?.. Тогда, может быть, и не 8, но в любом случае несоответствие 4-ки и простой СМС-ки говорит о том, что ещё чего-то следует ждать... - подумал я, как обычно, не документируя шелест своих мыслей и вариаций жизни...
Вчера и позавчера, после своего пОста (или, в определённом смысле, постА...) о монастыре, я думал, что хорошо, что вокруг православия почти нет таких религиозных фанатиков, которые бы за это бездумно "мстили". Даже среди монахов из заключённых. Но ощущалось, что представление такой опасности совпадает с чем-то витающем в воздухе. События часто синхронны, включая и мысли о них (как самые важные из событий). Совпадение внутреннего и внешнего - частный случай синхронности бытия.
Прошло ещё 4 дня, и утром, листая казанский чат, увидил новости о взрыве автомобиля муфтия и расстреле его зама. Место взрыва удивило меня не меньше - перекрёсток улиц Мусина и Четаева. Ровно месяц назад я шёл с мамой на этом перекрёстке, по Мусина. Из межбалкония сорвался чёрный стриж или галка, и не рассчитал, что, развернувшись вдоль дома, на минимальной высоте он окажется над тропинкой, летя параллельно тропинке, по которой могут идти люди. Со страхом он сманеврировал в сторону перед нами. Я проследил, куда полетит дальше: за угол дома, то есть на Четаева... Я не чувствовал, чтобы о какой-то опасности следовало так предупреждать нас, поэтому внимательно посмотрел на перекрёсток, пытаясь понять, что может на нём случиться. Аварии происходят нередко, но здесь что-то большее... Недавно пройденная мимо мечать мелькнула отраженьем-мыслью о терроризме.
Стриж летел на автомате, привычным для себя образом, на нашем месте мог оказаться кто угодно другой, и, возможно, это было со стрижём не в первый раз при таком маршруте. Стало быть, это предупреждение было не для нас лично, а потому, что один из нас может его понять... У нас не планировалось рискованных дел. Я присмотрел монитор в магазине, в сторону которого шли, но стриж летел не на меня и не на маму, а посредине. Быть может, это чтобы показать мне, что угроза невелика? - подумал я - нет, вряд ли, ведь нет такого чувства. И ещё раз всмотрелся через плечо на перекрёсток... Хотелось подтверждения, что это знак не лишь для меня. Через 3 недели я купил этот монитор, и он оказался, как я ожидал, подходящим мне, о чём меня предупреждали и прочие транссемантические обстоятельства. Я проходил по перекрёстку один, пытаясь понять, что должно случиться, и что с этим делать. Впредь я буду чаще отпускать шелесты мыслей, подобно листкам бумаги с вариантами бытия, с балкона, как полёты стрижа тем самым маршрутом... И они коснутся кого-то, идущего по общей тропинке... Возможно, тот, для кого они предназначены, их не увидит, или не обратит внимания, и тем более тщетными для него окажутся мои строки на неизвестном сайте... но так будет правильно поступить хотя бы тогда, когда шелест мыслей позволяет выкроить на это секунду и выйти с ним на балкон. Быть может, из мириад уходящих в небо листов, несколько упадёт на землю.
В рамках доли секунды правки опечатки в слове "позволяет", мама, говорящая по телефону на кухне, произнесла "не позволит", добавив фаталистичного созерцания в мысли о неуловимости мыслей. За окном стайкой пролетели стрижи.
Радикальные ваххабиты постарались успеть за день до учений "Антитеррор", а прежде всего - за день до священного месяца Рамазана. Но это, естественно, не единственное проявление агрессии, что витала в воздухе. На этой неделе в Казани произошёл случай, когда в шашлычной избили семью: не руками радикалистов или антираидкалистов (как в прошлой известном случае с семьёй журналистки), а по иным, не менее иллюзорным, мотивам страсти. Даже если эти радикалы - не "высокоидейные" радикалисты, а обыкновенные девианты-негативисты.
Удивительно, что в сложившейся ситуации главы татарстанских мусульман имели, прежде всего, водителей, а не телохранителей. Ведь сохранив себе жизнь, они могли бы седлать больше полезного, если, конечно, на самом деле глобально мыслили, не забываясь в антирадикализме так же, как радикалисты теряются в своём увлечении... Ведь пять месяцев назад в Пятигорске уже взрывалась бомба под машиной муфтия. И террористам служит стимулом надвигающаяся универсиада в Казани, которой можно грозить срывом. Конечно, Казань и теракты - сложносопоставимые понятия, и главы муфтията тоже ощущали местный межэтнический (или трансэтнический) дух, но в их положении безопасность необходима. Отчасти от осознания этого транспозиционного единства и были допущены излишние риски, но ведь бывают исключения из общей тенденции...
И правда, ожидать взрыва какого-нибудь дома у нас маловероятно (бандитов здесь не так много, как в Бислане, да и терактами они могут вызвать ненависть, скорее, среди близких по религиозным взглядам). А то, что на казанское исламское духовенство не нападали раньше, не означает, что не нападут и сейчас. Думаю, я не один, кто об этом думал, но как всё-таки важно фиксировать свои размышления... Тогда было проще их сопоставить и получить нелинейно-более-качественный результат. Как важно просто сесть и думать, считая, что своим чувствам можно доверять, что для выводов их достаточно, и не ждать, когда случится что-то ещё... Ибо так даже в следующих подсказках будешь сомневаться не меньше (если, конечно, в чувствах не понимал, что ещё должно быть какое-то уточнение).
Хорошо попасть на такую планету, как эта, где можно так постигать интуицию... Где об этом ещё не написано лучших книг, а те, что будут написаны - возможно, тобой самим... как результат глубоких размышлений, использующих образы этой планеты, ей события, как память, вовремя приходящая в твою голову благодаря закону совпадения потребностей и событий... благодаря чему ты ощущаешь всю эту планету частью своего мозга, точнее - частью своего мыслительного процесса, частью своих образов и идей... как, собственно, и весь мир. И ты должен осознать это, и построить верную концепцию понимания бытия здесь сам. Всё окружающее тебе поможет.
Непросто будет радикалистам собрать сколь-либо влиятельную группировку в Татарии, являющей собой образец взаимопонимания наций, религий, взглядов, который только скрепят эти теракты... Не случайно именно под Казанью построен единственный в мире храм всех религий. Достаточно знать нравы основных категорий жителей, чтобы понять, что превратить Татарстан в Чечню не получится. Не получится сделать из него даже Дагестан, ибо демократичные татары не столь уязвимы, как кажется. Хотя агрессивные радикалы везде ведут себя, как хозяева, и берут власть всеми методами, Татарстан победит духом. Это так же ясно, как и то, что в России не получится провести антипутинской революции: основная часть населения подсознательно понимает, что лучшей альтернативы нет, и что у всех претендующих есть свои недостатки вплоть до отсутствия их программ, предвещающего новый бардак - игра в данном случае не стоит свечи. Для Татарстана свойственна и традиционна неклассическая мирная форма ислама, которую хочется назвать новым настоящим исламом. Это примерно то же самое, к чему вернулось христианство после крестовых походов, с той только разницей, что миролюбивая форма для христианства была исходной. Агрессивная форма ислама в Татарстане, с его духом, не приживётся. Здесь может появиться только нечто новое, межрелигиозное...
- Что же ты, как ворон, всё-то ты чувствуешь... - говорит мама у моего стола, подойдя почитать, когда я сразу вернулся.
Но чувства доступны всем, а осознание их - дело выбора. И формализация - тоже. Каждый выбирает свой путь, а обстоятельства помогают в пути, и помогают сделать сей путь сложным, то есть красивым... |