Говорят, что Карлос Кастанеда не сгорел в огне изнутри, как он хотел, а был кремирован, но это является искажением. Мечты Карлоса Кастанеды сбылись, увы, в самом буквальном, а не только лишь в философском, смысле. Как известно, Карлос Кастанеда умер от относительно редкого заболевания - рака печени. Печень - это горячий орган, в нём происходят основные синтетические процессы в организме, точнее говоря, производится наибольший объём реакций. Печень - это печь организма, его плавильный завод. Онкологическая мутация клеток печени подобна пожару на плавильном заводе.
Карлос Кастанеда внушил себе эту смерть. Причиной этого (скорее всего, не вполне осознанного) внушения была некоторая доля материалистичности в понимании Кастанедой истин, преподнесённых им Доном Хуаном. Как писал Кастанеда, в начале знакомства Дону Хуану приходилось заинтересовывать его материальными причинами, чтобы привести к более интенсивному духовному поиску. Кастанеда занимался исследованием психотропных трав, и Дон Хуан использовал его интерес, предлагая свои знания. Материальные интересы часто подсказывают нам верное направление на пути познания, если эти интересы не доминируют, если мы можем отсеять, за какими из них таится подсказка, а за какими - иллюзия. Но важно уметь определять правильный путь и без материальных подсказок.
На самом деле, человек, сгорающий изнутри в том смысле, о котором говорил Дон Хуан, отнюдь не должен умирать от рака печени или чего-либо подобного, а может, например, умереть просто во сне, если он, вообще, умрёт. Если же чувственность в человеке вытесняется эмоциональностью, часто сопряжённой со злоупотреблением психоактивными веществами (к стати, так же воздействующими на печень), когда поиск в себе вытесняется вспомогательным и поверхностным, тогда человек сгорает изнутри в ином смысле. И после этого происходит то, что Дон Хуан называл поглощением орла, забирающего обратно свою эманацию и лишающего сознания.
Однако орла не стоит бояться, нужно только стараться выполнить свою миссию, а всё остальное - гармонично и предусмотрено. Наше сознание в любом случае принадлежит Единому, и если мера нашей самостоятельности в Едином возрастает, мы всё равно остаёмся исключительно им, и больше - ничем. Высокий уровень самостоятельности отличается не столько избеганием эмоций, сколько умением плыть над ними. Тогда индивид на самом деле похож на Единое, в котором весь мир.
Слова Дона Хуана о сгорании изнутри можно понять, поскольку единение со Светом может визуально восприниматься как горение. Однако "горение" - это опасный термин, который лучше совмещать с терминами "растворение" и "свечение", чтобы оно не вызывало таких ассоциаций, которые привели к эпически красивой в случае Кастанеды, но не самой достойной, смерти. В прочем, Карлос был для этого создан, а мудрый читатель даже без дополнительных терминов всё поймёт правильно и чисто, не оставляя в душе тени страстей.
Путь Света и иллюзия антистрасти
Был один парень, который, прочтя книги Кастанеды, сел в шкаф, и день за днём в темноте представлял всё, что с ним было, всё, что морально его трогало, и освобождался от каждой из этих, настигших его, страстей. Но разве это освобождает от страсти в сути? От страсти освобождает умение быть над ней. Его неплохо проработать на прошлых примерах, но не обязательно срочно вспоминать их все. Лучше попробовать найти, понять и искоренить то, что приводит к этим страстям. А что будет, если в иной жизни этот человек забудет учение Кастанеды, и будет некому подсказать?.. Окажутся напрасны старания, и после новых страстей его всё равно съест великий орёл?..
Занимаясь такой проработкой прошлого, человек будет уже не тем бесформенным воином, о котором говорил Дон Хуан, а будет он нечто вроде индуса, не прикасающегося к низшему по касте, даже если последнему нужна помощь, чтобы не потерять собственную энергию, приобретённую долгими медитациями. Но у кого больше этой энергии? У бесформенного воина, не боящегося прикосновений, энергия бесконечна. К нему вернётся на бесконечность больше, чем он отдаст. А тот, кто боится прикосновения зла, сам окажется в теле, генетически гормонально склонном к агрессии, дабы постигнуть единство мира и научиться преодолению. Важный признак для просветлённого - это интерес к преодолению, а не к подобному избежанию.
Когда творчество и познание, то есть личный духовный поиск, человек заменяет на методы, он получает результат соответственно только лишь этим методам. Так поступают те, кому видимость, проявление, важнее познания. Желая стать подобным Всевышнему, человек отрекается от самости и от желания оставить след в материальном мире, от желания зафиксировать в нём своё имя. Но на самом ли деле, меняя имя и прибегая к иным методам заметанья своих следов, эти люди становятся ближе к Богу? Эти методы могут помочь отречься от жажды славы, но по-настоящему от неё отречься может лишь тот, кто не будет следовать этим методам, а пойдёт дальше постигать бытиё. Он будет само собой равнодушен к своему имени.
На дзен-открытке изображён обритый монах, повторяющий фразу "не думаю о тебе"... Онкология символизирует страсть, когда частное контролирует целое, когда одна клетка считает себя важней остальных и начинает неистово делиться. Возможно, как в упомянутой дзен-открытке, попытки оказаться от личности лишь культивировали жажду казаться личностью. Но, на самом деле, единственная личность - это Вселенная. Если же не бояться быть съеденным великим орлом, не бояться за свою личность, не считать себя тем частным, что было с тобой, не искать методов для сохранения этой личности, псевдоличности, тогда в человеке обнаруживается Вселенная. Сужение на методах является проявлением страсти, которое со временем реверсивно усиливает страсть.
Низкое и высокое схожи: вечно познающий чуждается методов подобно невеже. |